12 февраля 2020

Андрей Усачев: «Подросток не должен читать»

Теги:  ф.38

Популярный детский писатель посетил Воронеж по приглашению заведующей библиотекой №38 Бирюковой Е.Н. и ответил на вопросы  Библиотек Воронежа (БВ).

Хорошо известный по приключениям умной собачки Сони автор на минувшей неделе побывал в Воронеже и провел творческую встречу. В беседе он рассказал о том, как повлияли на его творчество британский рок и музыкальный альбом Давида Тухманова, как он относится к толерантной литературе и почему «Над пропастью во ржи» Сэлинджера не шедевр.  Интервью получилось откровенным и в этом смысле очень полезным. Можно взять на вооружение многие мысли, использовать при работе с детьми и подростками, да и просто подумать в унисон с интересным собеседником.

 

«Жена не насиловала  наших детей моими книгами»

У вас замечательная семья, жена, двое детей, внучка. Вы сказали, что работаете сейчас дедушкой.  Вы читаете внучке свои произведения?

Моей внучке два года, поэтому пока что она не доросла до моих сочинений. Но ей очень нравятся мои песенки. Особенно когда она начинает что-то понимать.  Вот их она часто просит. Моими песнями она меня третирует. Мне повезло, моя жена умная женщина. Она не насиловала наших детей: надо папу читать! надо папу читать! Нет, такого не было.  

Но путь в детскую литературу  вы проложили исходя из интересов детей?

У меня есть книга «333 кота» с рисунками В. Чижикова. И в ней есть предатели, есть мерзавцы. Это такой же вопрос, как «любите ли вы детей». Всех детей – нет, всех животных - нет. Есть дети, которые мне нравятся, а есть, которые не нравятся. У моей дочки, когда  она была маленькая, была собака. Три дня они жили мирно, а потом эта собака ни с того ни сего укусила. Шрам и страх собак остался до сих пор. Вот за что я буду эту собаку любить?  Еще про любовь.  Я мало видел по-настоящему любящих людей,  всеобъемлюще, по-христиански.  Мало кто дорастает до такой любви. Мы живые существа со своими предпочтениями, а до божественной мудрости не дотягиваем.

А жалеть надо, жалеть надо всех.  Жалеть надо и злых, потому что они злые от того лишь, что несчастные.

 

«Я делаю качественный продукт»

Ваши герои Снеговики имеют популярность не меньшую, чем собачка Соня.  Вы не думали о том, чтобы  снять мультфильм о приключениях снежных героев?

Лет пять-семь назад о снеговиках вышли два мультфильма, один на «четверку», второй на «троечку» на студии «Союзмультфильм». Я не очень довольным остался от сотрудничества со студией. Считаю, что состояние анимации переживает не лучшие времена. У меня шесть больших книг про снеговиков, но только два мультика смогли по ним сделать.

Может быть, стоит попробовать договориться с воронежской анимационной студией?

Cделать полноценный сериал – это дорогое удовольствие. Я – за, но нужны деньги. Гонорар сценариста копеечный, самый большой гонорар у художника. Если вы знаете, ему нужно сделать тринадцать рисунков, чтобы получилась одна  секунда.

Вообще я делаю качественный продукт.

Мы с Сашей Пинегиным песен пятьсот написали. Это все качественный продукт. Где-то эти песенки просачиваются, конечно. Но для того, чтобы их услышала большая аудитория,  нужен мощный рекламный ресурс.

По поводу договоренностей. С этим бывают большие трудности.

Приезжал  как-то юрист с детского радио. Они выпускают диск, среди прочих записей там две моих с Максимом Дунаевским песни. Меня дома не было. Разговаривал он с женой. Потом она мне рассказала.  Юрист перед подпиской договора спросил: стихи Дунаевский написал, а ваш муж – музыку? Вот вам уровень компетенции. 

Еще один анекдот, основанный на реальных событиях. «Союзмульфильм» делал сериал, к сериалу музыку писал Дунаевский. В письме ко мне представители студии пишут: «…музыку написал Максим Исаакиевич Дунаевский». Я им - в ответ: «Исаакиевский  - это собор. А Максим Исаакович»

 

«У девочки должна быть талия»

Какой породы ваша собачка Соня?

Это дворняжка, поэтому умная.

Соню, кстати, рисовали многие. Очень хороший художник Женя Антоненков. Мне кажется, он создал самый лучший образ. Он единственный понял, как девочку нарисовать.  У девочки должна быть талия.

Есть какой-то населенный пункт, который стал прообразом Дедморозовки?

Да, большую часть детства я провел в деревне Петуховка. Маленькая деревня, всего двадцать домов. В 1985 году ее Чернобылем засыпало, она на границе находилась,  и там  прошло облако. В детстве мы в Петуховке на зерносушилке работали, на лошадях катались. Это мое деревенское детство, это ощущение русской деревни – это моя личная ностальгия.

Сейчас пишу книгу «Большие Вруны и малые Брехуны». Это две деревни в Сивомеринской области Завираловского района. В эту историю я тоже вношу свой деревенский опыт. Это фантазия про наших мюнгхаузенов, что-то такое, чего немцы изобрести не могут.

 

«Мой еврейский дед был жуткий графоман»

У вас в семье кто-то писал?

Мой еврейский дед был жуткий графоман. И все. Мама учитель, отец квалифицированный рабочий.  Одна часть из Калужской области, как раз из Петуховки. Где-то и татары примешались, мама евреейка. Можно сказать, от нее более всего тяги к образованию передалось.

 

«Музыка более сильная по воздействию, чем литература»

Когда открыли в себе талант?

Меня в поэзию сманила музыка. Музыка более сильная по воздействию, чем литература. Тогда вышла пластинка Давида Тухманова «По волне моей памяти» (1976 год выхода концептуального альбома, ставшего культовым в СССР – прим. БВ). Для тех, кто понимал, что это было, это был фантастический прорыв.  После стихов о советском паспорте, кто такая Сафо, кто такой Бодлер? При этом я всегда читал, но это была фантастика, приключения. И вдруг ваганты, кто такие ваганты? («Песенка студента», песня композитора Давида Тухманова в переводе с латинского языка текста песни вагантов Hospita in Gallia (XIII век).  Песня была самой легко воспринимаемой и исполняемой самими слушателями, и по этой причине наиболее популярной из всего диска – прим. БВ)

Конечно благодаря маме, -  она собрала Всемирную, спасибо Горькому! (200-томная серия книг, выпущенная издательством «Художественная литература» в СССР. К отбору произведений Большой Всемирной Литературы  имел прямое отношение Алексей Максимович Горький – прим. БВ) – я был знаком с шедеврами мировой литературы. Но авторы на пластинке Д. Тухманова  - А. Ахматова, Л.  Гумилев - открывали другую действительность.

Первые стихи мои  были безобразные. Но первые, наверное, у всех таковы. Откройте 13-летнего Пушкина -  невозможно читать.

Является ли творчество вашим основным заработком?

У меня нет свечного заводика. Я, как только почувствовал себя профессионалом, почувствовал, что могу зарабатывать, в 1987 году бросил все другие работы. Мама ругалась. Но я понял, что должен и могу зарабатывать. Как говорил Михаил Светлов: «Стихи нельзя писать во вторую смену»,  потому что по-настоящему надо заниматься  только одним делом. Меня уже печатали в «Мурзилке»,  в «Веселых картинках», в «Крокодиле». За работу в  газете «Семья» мне было положено сто рублей.  Потом был заказ от Терезы Дуровой: «мы хотели бы, чтобы вы для нашего театра стихи написали». Так я втянулся в детскую литературу.  Детская литература - хорошая штука.

 

«Надо чтобы были не только активные писатели, но и хорошие»

Кто вам помогал? И кому помогаете вы?

Эдуард Успенский очень сильно мне помог. Он помог огромному количеству людей. Он прочел рукописи и сказал, что «у вас стихов на две книги», потащил меня в «Спокойной ночи, малыши!». Ему было лень писать «Декларацию прав человека», или занят был. Заказ передал мне. Я ему многим обязан.

Надо обязательно помогать. Если говорить об интеллигентности. Есть те, кому хуже, чем тебе. Вот у него это было понимание всегда, хотя человек очень сложный. Но о нем много неправды гуляет.

Я помогаю, вместе с другими авторами публикуюсь.  Сейчас в литературу пришли  фантастические девчонки. Например, Настя Орлова, Юля Симбирская, Галина Дядина. Мы уже с некоторыми пять или шесть книг написали.

Надо чтобы были не только активные писатели, но и хорошие.

Внучка вдохновляет? Обогащает ли писателя роль папы, дедушки?

Мне иногда хочется для совсем маленьких написать.

Но женщины ведь больше с маленькими проводят время, поэтому чувствуют их лучше, а папы – космонавты.  Мы из космоса.

Есть два основных подвида писателя. Первые – внимательные к жизни, вторые  - сочинители. Я не внимательный. Мне ничего, кроме компьютера, не надо. Я ко второму подвиду отношусь. И мне дети не нужны. Я сочиняю из воздуха.

Писательство отнимает папу у детей?

Я не плохой отец, но и не хороший. Творчество эгоистично, а энергия у нас одна.

 

«Есть шедевры, и есть скука»

Как вы относитесь к подростковой литературе, в которой герои находятся в пограничном состоянии, с каким-нибудь психологическим или иным изъяном?

Я понял вопрос. Это так называемая толерантная литература.  На нее сегодня существует заказ, как в советское время был заказ на пионеров-героев. Аутсайдерство, голубизна – я к этим темам никак не отношусь.  Просто это скучно написано.

А подростковой литературы не бывает. Нельзя написать отдельно книгу для любителей свиней. Литература шире. Подросток это мутный возраст. Подросток и не должен читать. Ему музыка энергетически заменяет все.

Подросток это размытая материя. Они в социум входят, им интересны группировки в классе. А литература -  это другое, литература  шире. Нет ни одного шедевра подростковой литературы, а шедеврами определяется все. В подростковом возрасте я читал Мопассана, Шекспира. Можно, конечно, договориться и считать «Ромео и Джульетту» подростковой книгой.

Есть шедевры, и есть скука, временная пища.

А как же Сэлинджер? До сих пор одна из самых спрашиваемых в библиотеках книг «Над пропастью во ржи».

Сэлинджер не шедевр. Книга взорвала мир, потому что про это тогда не писали. Недавно я начал ее перечитывать и закис.

Как вы относитесь к комиксам?

Спокойно отношусь. Разделяю их. Есть европейские комиксы, которые  иначе организованы, есть американские. Мне это скучно. Это лубок, поставленный на сюжет, но, если дети попросят, куплю им.

Какая все-таки конкретно музыка вас вдохновляет?

Все зависит от энергетики. В детстве детские песенки, в юности  - рок, у меня это естественно Битлз, потому что «Издалека долго течет река Волга» не соответствовала энергии юности, поэтому именно британская музыка.

Потом джаз, очень хорошо развивает мозги, можно танцевать внутренне.

Сейчас на седьмом десятке я докатился до Рахманинова

Для нашего российского уха мелодика Чайковского и Рахманинова это великое звучание. Хотя Чайковский считался западником и «Могучая кучка» гнобила его за индивидуализм, однако, он им показал, как «Во поле березка» может звучать и без рожков, но по-русски.

Как определять качество книги и уметь выделить ее среди обвала низкосортной литературы?

Могу свой рецепт порекомендовать. В книжном магазине я много чего не знаю. Но советую уделить книге три минуты. Читаете в начале и уже понимаете: заходит или нет. Если не понимаете, то читаете в середине и в конце. Если, на ваш взгляд, ребенок читает ерунду, то не стоит его переубеждать, так как он совсем перестанет читать. А вкус, кстати, развивается точно так же, как и в употреблении пищи, как в музыке, так и в чтении.