Документ Без Имени

Братская могила №428, Кожевенный кордон, квартал №14 (у турбазы «Маяк»)

2 октября 1942 года группа штурмовиков Ил-2 из 291-й штурмовой авиационной дивизии вылетела на задание по штурмовке вражеской переправы через Дон в районе Семилук. Группу сопровождали истребители прикрытия 727-го истребительного полка. Среди летчиков-истребителей был заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Николай Лысенко, он имел уже на своем боевом счету сбитые вражеские самолеты, на его груди сиял орден Красной Звезды.
До цели наши самолеты дошли благополучно, разрушили переправу вместе с находившейся на ней техникой и гитлеровцами, но на обратном пути на штурмовики налетела большая группа фашистских истребителей. В неравный бой с ними вступили наши истребители, дав возможность штурмовикам уйти на свой аэродром. Самолет Николая Лысенко оказался окруженным сразу тремя «Мессершмиттами-109». Одного он сбил, но остальные, как говорят пилоты, взяли его в клещи, и вражеская пулеметная очередь сразила отважного пилота. Самолет врезался в землю на берегу реки Усманки на территории Воронежского заповедника. Летчика похоронили на берегу реки, на могиле поставили невысокую металлическую пирамидку. Лишь в начале 1970-х на могиле героя появился настоящий памятник в виде двух, стоящих под углом друг к другу, крыльев самолета. Разработать проект памятника поручили молодому архитектору Б.И. Николаеву. Позднее в эту могилу были перезахоронены обнаруженные при строительных работах в окрестностях останки трех советских воинов, и после этого одиночная могила превратилась в братскую. Ее в этом качестве зарегистрировали в областном военкомате и присвоили № 428.