Частыми гостями были Мандельштамы в большом деревянном доме по ул. Каляева, 40, где жила Наталья Евгеньевна с матерью Марией Ивановной и братом Виктором. В войну этот дом сгорел. Он стоял на улице, обрывавшейся крутой горой, за которой возвышалась другая, левее была видна река с широкой поймой. По замерзшей реке зимой катались на коньках мальчишки, мерцали ночью огоньки. Мандельштам, человек высо-кой культуры, живший в мире поэтических ассоциаций, видимо, воспринимал в этом пейзаже "сходство и одновременно различие с фламандским пейзажем Брейгеля и отразил это в стихотворении «На доске малиновой, червонной...». Здесь брейгелевские тона: В сбрую красных углей запряженный, Желтою мастикой утепленный И перегоревший в сахар жженый... прерываются возвратом к действительности: Не ищи в нем зимних масел рая Конькобежного фламандского уклона. С 7 октября 1935 по 1 августа 1936 г. Осип Эмильевич работает литконсультантом в Большом Советском театре (так пышно назывался тогда Воронежский драматический театр). С директором театра С. О. Вольфом и главным режиссером В. М. Энгелькроном у него сложились очень хорошие отношения. По воспоминаниям Надежды Яковлевны, актеры часто забегали к Мандельштаму просто пошутить, выпить чаю. Однако актеры П. И. Вишняков и В. И. Шкурский вспоминали Осипа Эмильевича как человека с неведомыми мыслями, к которому «актеры не очень-то прислонялись, время было суровое». |
![]() |